8 (800) 700-83-83
23 Сентября 2009

Молчунов закатают в инфраструктуру: пенсионные накопления ВЭБа выходят на дорогу

30 млрд руб. пенсионных накоплений «молчунов» будут инвестированы в транспортные инфраструктурные облигации, сообщил вчера министр транспорта Игорь Левитин. Несмотря на то что закон об инфраструктурных облигациях ещё не принят, а ВЭБ, управляющий накоплениями «молчунов», не имеет возможности их инвестировать в новые бумаги, эксперты не сомневаются, что государство воспользуется «длинными» пенсионными деньгами для финансирования инфраструктурных проектов.
Вчера министр транспорта Игорь Левитин сообщил, что в Пенсионном фонде зарезервировано 30 млрд руб. «на выкуп у инвесторов инфраструктурных облигаций». Объекты, которые будут финансироваться за счет средств будущих пенсий «молчунов», уже определены — 20 млрд руб. пойдет на строительство участка скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург, 10 млрд руб. — на участок платной объездной дороги в обход Одинцово по трассе Москва-Минск. Конкурс на право получения концессии на строительство первого объекта выиграли компания Vinci и ВТБ, второго — управляющая компания «Лидер».
В Министерстве транспорта уже определились со сроками освоения денег «молчунов». «У нас график — первый квартал следующего года», — передало вчера «РИА Новости» слова господина Левитина. Строительство первого участка платной автотрассы Москва-Санкт-Петербург сейчас оценивается в 66 млрд руб., участка трассы Москва-Минск — в 25 млрд руб. «30 млрд руб. — не полный объем привлечения, — уточняет директор по инвестициям „Лидера“ Сергей Кербер. — Сопоставимые объемы мы планируем привлечь от других участников рынка. Мы уже видим интерес к таким бумагам со стороны негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, банков».
При этом инфраструктурные облигации как инструмент долгового рынка юридически ещё не существуют — законопроект о них ФСФР разработала и разместила на сайте для обсуждения лишь на прошлой неделе (см. «Ъ» от 18 сентября).
ВЭБ пока также не имеет возможности инвестировать пенсионные накопления в инфраструктурные облигации. «Договоренности об инвестициях в инфраструктурные облигации с ВЭБом проработаны», — сказал вчера «Ъ» замминистра транспорта Олег Белозеров. В ВЭБе вчера не стали комментировать информацию Минтранса о якобы уже достигнутой договоренности по инвестированию 30 млрд руб. пенсионных накоплений. По словам директора департамента доверительного управления ВЭБа Александра Попова, «возможность инвестирования средств пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации может быть рассмотрена в случае соответствия требованиям инвестиционной декларации, которые будут установлены правительством». Инвестиционная декларация ВЭБа была расширена в августе, однако до сих пор не утверждены критерии, по которым он сможет инвестировать в различные инструменты средства «молчунов». По данным на 1 июля, объем пенсионных накоплений под управлением ВЭБа составляет 446,6 млрд руб., до сих пор эти средства были вложены в госбумаги.
Впрочем, по мнению экспертов, пенсионные накопления «молчунов» все же будут инвестироваться в инфраструктурные проекты. Участники рынка указывают, что ещё в мае прошлого года с этой идеей выступал глава ВЭБа Владимир Дмитриев и его поддержал премьер-министр Владимир Путин (см. «Ъ» от 21 мая 2008 года). На прошлой неделе в интервью «Ъ» (см. номер от 15 сентября) Владимир Дмитриев подтвердил интерес к инвестированию пенсионных накоплений «в бумаги типа облигаций „Транснефти“, РЖД, проектных компаний, реализующих инфраструктурные проекты, поддерживаемые государством». «Источников длинных ресурсов для инвестиций в инфраструктуру у государства не так много, а сейчас оно сможет получить на это самые длинные деньги — пенсионные», — говорит исполнительный директор НПФ «Стайер» Аркадий Недбай.

Александр Мазунин, Наталия Биянова, Петр Мироненко
Коммерсантъ


Возврат к списку