8 (800) 700-83-83
17 Января 2014

О КОНЦЕПЦИИ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

— Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;
 — Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»;
 — Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений»;
 — Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О негосударственных пенсионных фондах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ранее, 4 декабря 2013 года, был подписан Федеральный закон № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения».
Среди законодательных новаций следует выделить:
 — изменение наименования пенсии и ее структуры;
 — введение новой формулы для расчета пенсии;
 — введение системы гарантирования пенсионных накоплений;
 — ликвидация обязательности накопительной компоненты пенсии;
 — акционирование негосударственных пенсионных фондов (НПФ);
 — замораживание в Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР) перечисления средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, выбравших НПФ, до вступления фондов в систему гарантирования средств пенсионных накоплений.
Рассмотрим каждое из вышеперечисленных изменений.
С 1 января 2015 года нынешние трудовые пенсии со страховой и накопительной частями разделяются на страховые и накопительные пенсии.
Застрахованному лицу предоставляется право выбора: продолжать формировать накопительную пенсию или передать все средства, которые ранее направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии, на формирование страховой пенсии.
Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» установлено, что для «молчунов» — граждан, чьи накопления находятся в ПФР, которые ни разу не воспользовались правом выбора способа формирования накопительной части пенсии и не сделают такой выбор до 1 января 2015 года, — тариф составит ноль процентов. Таким образом, эта категория граждан, по сути, отказывается от финансирования накопительной части трудовой пенсии и все шесть процентов отчислений будут направлены в страховую часть пенсии.
Граждане 1967 года рождения и моложе, которые до конца 2015 года определились (определятся) с формированием накопительной части трудовой пенсии и перевели (переведут) свои пенсионные накопления в НПФ или частную управляющую компанию, либо выбрали (выберут) один из возможных инвестиционных портфелей государственной управляющей компании (расширенный или портфель государственных ценных бумаг) — сохранят прежний порядок формирования накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года — накопительной пенсии), а тариф на накопительную пенсию для них останется прежним — шесть процентов.
Для граждан, начинающих трудовую деятельность и впервые вступающих в систему обязательного пенсионного страхования с 2014 года, на выбор варианта пенсионного обеспечения отводится пять лет. До тех пор, пока не будет сделан выбор, тариф в накопительную часть будет составлять ноль процентов.
В соответствии с новой пенсионной формулой возраст выхода на пенсию остается прежним: для мужчин — 60 лет; для женщин — 55 лет.
Назначение страховой пенсии предусмотрено:
 — при наличии не менее 15 лет страхового стажа;
 — при величине индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.
Следует отметить, что увеличение минимального стажа будет постепенным — в 2015 году начнется 10-летний переходный период. Каждый год минимальный стаж (в настоящее время 5 лет) будет увеличиваться на год, т. е. в 2015 году он составит 6 лет, в 2016 году — 7 и т. д.
Страховая пенсия будет состоять из фиксированной выплаты к страховой пенсии и собственно страховой пенсии, размер которой определяется по формуле:
СПст = ИПК * СПК;
где:
ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент,
СПК — стоимость единицы пенсионного коэффициента
ИПК за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов и так называемого нормативного размера, исчисляемого по максимальной годовой базе, облагаемой взносами.
Стоимость единицы пенсионного коэффициента будет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете ПФР.
Пенсионеров, уже получающих трудовые пенсии, переведут на новый порядок расчета пенсии с 1 января 2015 года. При этом размер страховой пенсии, определенной по новым правилам, не может быть для них меньше получаемой ранее.
Порядок установления и выплаты накопительной пенсии в целом соответствует прежним условиям. Накопительная пенсия устанавливается лицам, имеющим право на страховую пенсию по старости, при наличии у них пенсионных накоплений. Размер пенсии определяется исходя из суммы накоплений и величины расчетного ожидаемого периода выплаты накопительной пенсии, который до 2016 года составляет 228 месяцев (19 лет), а после указанной даты будет определяться федеральным законом на основании статистических данных о показателе средней продолжительности жизни получателей пенсии.
Гарантии сохранности средств пенсионных накоплений при назначении и выплате накопительной пенсии определяются Федеральным законом «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений».
Федеральный закон «О накопительной пенсии» вступает в силу с 1 января 2015 года.
Участниками системы гарантирования прав застрахованных лиц согласно Федеральному закону «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений» являются:
1) застрахованные лица;
2) страховщики (ПФР, НПФ);
3) Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов»;
4) Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Гарантийными случаями признаются: банкротство страховщика, аннулирование у него лицензии или недостаточность пенсионных накоплений. Система гарантирует сохранность пенсионных накоплений в размере уплаченных взносов. Гарантируется и капитализированный доход от инвестирования пенсионных накоплений (при условии смены НПФ не чаще одного раза в пять лет).
К осуществлению деятельности по обязательному пенсионному страхованию будут допущены только НПФ — участники системы гарантирования прав. Для участия в системе, НПФ должен соответствовать требованиям, установленным Банком России и быть реорганизован в организационно-правовую форму акционерного общества. Фонд ставится на учет в системе гарантирования прав застрахованных лиц (в Агентстве по страхованию вкладов) после подачи в Банк России заявления об участии в системе и проведения Банком России проверки соответствия НПФ установленным требованиям.
Фонд гарантирования пенсионных накоплений принадлежит Агентству по страхованию вкладов на правах собственности. Минимальная ставка гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений для страховщика составляет 0,0125 процента расчетной базы данного страховщика и по решению Банка России может быть увеличена до 0, 025 процента в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закон вступил в силу с 1 января 2014 года за исключением некоторых положений.
Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О негосударственных пенсионных фондах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» у вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда должна быть организационно-правовая форма акционерного общества. Существующие НПФ могут быть реорганизованы в форме выделения некоммерческого пенсионного фонда с одновременным его преобразованием в акционерный пенсионный фонд.
В законе установлены требования к фонду (в его новой организационно-правовой форме), его должностным лицам, уставному капиталу, минимальным размерам собственных средств.
К исключительным видам деятельности фонда дополнена «деятельность фонда по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению» с учетом требований и особенностей, установленных этим федеральным законом. Одновременно исключена деятельность по профессиональному пенсионному страхованию. В законе изменены редакции статей о порядке подачи застрахованным лицом заявления о переходе в НПФ или ПФР, а также о порядке подачи застрахованным лицом уведомления о замене выбранного им страховщика.
Закон вступил в силу с 1 января 2014 года за исключением некоторых положений

О. М. Колобаев, журнал «Пенсионное обозрение», № 1


Возврат к списку