8 (800) 700-83-83
28 Декабря 2012

РЕВАНШ ПАТЕРНАЛИЗМА

Российское правительство вернуло государственное пенсионное обеспечение в начало 2000-х гг.

Кризис распределительных пенсионных систем не помешал российскому правительству вернуть государственное пенсионное обеспечение в начало 2000-х гг. Пока Европа ищет способ обезвредить «пенсионную бомбу», Россия запускает механизм ее активации

За 10 лет. прошедших с реформы-2002, России так и не удалось достроить задуманное — пенсионную систему, опирающуюся на государственное страхование и обязательные накопления.

Сформированный в мае кабинет министров тоже не стал ее развивать и молниеносно провел новую реформу: с момента представления Минтрудом доклада правительству и до поступления в Госдуму инициированного социальным вице-премьером Ольгой Голодец законопроекта о демонтаже накопительной части прошло всего три месяца. Влиятельным противникам подобного способа реформы удалось смягчить удар: решением президента Владимира Пугина проект предстал в виде компромисса. Все граждане, имеющие накопительную часть пенсии, в течение 2013 г. вправе сделать выбор — сохранить накопительный тариф в 6% или сократить его втрое в пользу солидарной части. У молодежи, выходящей на рынок труда с 2014 г. права выбора уже не будет.

«Модернизация», как Медведев назвал фактическую ликвидацию накоплений, ждет и распределительную часть: вместо страхового принципа (пенсия зависит только от суммы уплаченных взносов), признанного «тупиковым» еще бывшим Минздравсоцразвития, возвращается расчет пенсий исходя из стажа и заработка, а объема пенсионных выплат — исходя из доходов. Хотя еще в 2005 г. такой принцип (тогда, казалось, канувший в Лету) главный актуарий ПФР Аркадий Соловьев критиковал за недальновидность: «Такое бюджетное планирование не позволяет < …> за деревьями увидеть леса, т. е. оценить скрывающиеся за итоговым балансом причины и факторы сложившегося или предстоящего финансового или социального кризиса».

КРИЗИС РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

«…Ноябрьским вечером перед зданием парламента собирается толпа. 80 000 человек пришли выразить свой гнев по поводу очередных мер экономии. «Только левые радикалы смогут это остановить.

Пришло их время-, — слышится в толпе. Около 500 молодых людей в капюшонах бросают „коктейли Молотова“. Полицейские сдерживают натиск толпы в тот самый момент, когда парламент голосует за снижение их зарплаты еще на 15%». — пишет WSJ. Пока это о Греции, первой жертве концепции социального патернализма и расширения госспроса (достигал порядка 50% ВВП против 29% в среднем по ОЭСР).

Совокупные обязательства стран еврозоны по госпенсиям, по оценкам ЕЦБ, достигли примерно 30 трлн евро, почти в 4 раза больше госдолга еврозоны, который продолжает расти (за 12 месяцев к середине 2012 Г. — с 87 до 90% ВВП): если ничего не менять, «пенсионная бомба» разорвет государства. Все развитые страны к началу XXI в. столкнулись с одним и тем же набором вызовов, которые делают невозможным дальнейшее функционирование модели социального государства, требуя ее трансформации, отмечает ректор РАНХиГС Владимир May.

Во Франции попытка придать системе устойчивость провалилась: выигравший президентские выборы социалист Франсуа Олланд немедленно отменил решение о повышении пенсионного возраста с 60 до 62 лет. Пенсионная система Франции полностью распределительная, ставки для работодателей — самые высокие в ОЭСР, как и объем соцрасходов. Дилемма нового французского кабинета министров — как достичь сокращения дефицита бюджета до 0,3% ВВП к 2017 г. (с текущих 4,5%), при том что пенсионный дефицит к этому сроку возрастет на треть.

ФРГ, напротив, еще 20 лет назад начала диверсификацию рисков, став развивать добровольные накопления, но пока не преуспела. С 2012 г. начинается повышение пенсионного возраста с 65 до 67 лет. Размер пенсий в реальном выражении за 10 лет снизился на 20%, и, по оценкам минтруда, к 2030 г. выходящий на пенсию человек, отработав 35 лет при уплате взносов со среднего заработка, сможет рассчитывать только на прожиточный минимум. «На карту поставлена легитимность пенсионной системы для молодого поколения», — цитируют СМИ министра труда Урсулу фон дер Ляйен.

НА ПОСОШОК!

Россия не единственная страна, решившая отказаться от обязательных накоплений в разгар кризиса, Венгрия, Польша и Словакия использовали деньги для затыкания бюджетных дыр и сокращения госдолга. У России сбалансированный бюджет и минимальный госдолг. Но Путин поставил правительство перед дилеммой: увеличить социальные расходы, одновременно пополнив нефтегазовые фонды и не допуская бюджетного дефицита. Способов побольше потратить и при этом еще и сэкономить не так много.

Если направление пенсионной реформы может служить сигналом, то Путин выбирает краткосрочную стабильность в ущерб долгосрочному росту, констатировал в редстатье журнал The Economist, язвительно охарактеризовав российскую реформу как drink as you go: «пропивай что есть».

«То, что накопительная система даст эффект только за пределами 2030 г., — это факт. А текущие проблемы как-то ближе». — признает, вздыхая, федеральный чиновник.

Одним из аргументов авторов проекта было именно то, что права первых участников накопительной системы — поколения конца 1960-х гг., которое вот-вот выйдет на пенсию — окажутся занижены по сравнению с правами поколения середины 1960-х, у которого накоплений нет. Именно угроза отмены накоплений подстегнула финансово- экономический блок всерьез заняться проблемами финансового рынка и созданием мегарегулятора, признался первый вице-премьер Игорь Шувалов: «Все равно будущее пенсии — в накоплениях».

Суть реформы невероятно цинична, возмущен глава НАПФ Константин Угрюмов: получить денег сейчас, а что потом — не волнует. «Это политика временщиков!» — негодует он. Согласно расчетам экспертов в результате реформы коэффициент замещения (отношение средней трудовой пенсии к средней зарплате) падает с 36 до 25% к 2030 г. до примерно 5000 руб. в текущих рублях, это прожиточный минимум пенсионера. Итог, который в глазах правительства ФРГ выглядит как крах института госпенсий, правительство России называет развитием пенсионной системы и предлагает просто перейти на новый способ расчета коэффициента замещения.

Чехия в 2013 г. тоже дает право выбора — только, наоборот, направить часть поступлений из распределительной системы в накопительную. «Месседж прозрачен: не надейтесь только на государство», — цитирует Bloomberg премьера Петра Некаса. Месседж гражданам авторов российской реформы — «Нет, нет, вы стадо. И вот этому стаду я буду платить, что могу», говорит предправления Института современного развития Игорь Юргенс (цитата по gazeta.ru). Поддержание патернализма вместо предоставления возможностей рано или поздно приведет к социальному взрыву, предупреждает он. Чем это может закончиться, показала Греция: фактическим дефолтом, спадом ВВП на 20%, взлетом безработицы, падением уровня жизни и ростом популярности левых и неонацистов. Споры о пенсионной системе — это квинтэссенция спора о выборе пути развития страны, констатирует председатель совета Европейского пенсионного фонда Евгений Якушев.

Полная версия: www.vedomosti.ru

  • * *

Где резервы

Доля теневого фонда оплаты труда в 2011 г. достигла почти 60% от легального. Из 75 млн занятых регулярно взносы поступают за 45 млн работников — прежде всего крупных и средних предприятий, ежегодно теряющих порядка 2% рабочих мест. Рост занятости обеспечивает теневой сектор. Проблема пенсионной системы — производная от рынка труда, а его проблема — производная от институциональной среды.

Ольга Кувшинова Ведомости, N248, 28.12.2012, с. 3


Возврат к списку